
Памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье, относятся к IIIв.до н.э.-IVв.н.э. В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Название усунь (уйсун) встречается в китайских записях со II века до н.э. Об уйсунах писал китайский историк Сыма Цянь.
Их столица Чигучен или Читу (Красная долина) находилась на берегу Иссык-Куля. Уйсуны имели государственное устройство. Правитель - гуньмо. Ему подчинялись вожди племен, носившие титул «бек», и родоправители. Пленных: обращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Частная собственность существовала не только на скот, но и на землю и воду.
Усуни граничили на востоке с гуннами, на северо-западе - с кангюями, насчитывай 120 000 кибиток, 630 000 человек, 188 800 воинов.
Уйсуны в антропологическом отношении являлись европеоидами.
Скотоводство играло в жизни уйсунов главную роль. Уйсуны занимались как поливным, так и богарным (неполивным) земледелием. Недалеко от поселения Актас были обнаружены остатки оросительных каналов, орудия земледелия: каменные кетмени, бронзовые серпы, зернотерки из кремния. В долине рек Шу и Кеген были найдены остатки древних городищ.
Инкрустированные драгоценными камнями золотые, серебряные изделия найдены в захоронении Актас. Золотые изделия украшались вставками из бирюзы, сердолика, зернью - мелкими шариками.
Объем и размер кургана, возведенного над могилой человека, говорили о его положении в обществе и богатстве. Ювелирные украшения отражали их религиозные представления и взгляды на мир. Интерес представляет диадема (I в. до н. э.-II н.э.), найденная в Каргалинском ущелье. Главная идея диадемы - изображение модели вселенной.