УЙСУНЫ
Памятники уйсунской культуры
в основном сосредоточены в Семиречье, относятся к IIIв.до н.э.-IVв.н.э.
В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были
населены племенами уйсунов. Название усунь (уйсун) встречается в китайских записях со
II века до н.э. Об уйсунах писал китайский историк Сыма Цянь.
Их столица Чигучен или Читу
(Красная долина) находилась на берегу Иссык-Куля. Уйсуны имели
государственное устройство. Правитель - гуньмо. Ему подчинялись вожди
племен, носившие титул «бек», и родоправители. Пленных: обращали в рабов
и использовали в домашнем хозяйстве. Частная собственность существовала не
только на скот, но и на землю и воду.
Усуни граничили на востоке с
гуннами, на северо-западе - с кангюями, насчитывай 120 000 кибиток, 630 000 человек, 188 800 воинов.
Уйсуны в антропологическом
отношении являлись европеоидами.
Скотоводство играло в жизни уйсунов
главную роль. Уйсуны занимались как поливным, так и богарным (неполивным)
земледелием. Недалеко от поселения Актас были обнаружены остатки
оросительных каналов, орудия земледелия: каменные кетмени, бронзовые серпы,
зернотерки из кремния. В долине рек Шу и Кеген были найдены остатки древних
городищ.
Инкрустированные драгоценными
камнями золотые, серебряные изделия найдены в захоронении Актас.
Золотые изделия украшались вставками из бирюзы, сердолика, зернью - мелкими
шариками.
Объем и размер кургана,
возведенного над могилой человека, говорили о его положении в обществе и
богатстве. Ювелирные украшения отражали их религиозные представления и взгляды
на мир. Интерес представляет диадема (I в. до н. э.-II н.э.),
найденная в Каргалинском ущелье. Главная идея диадемы - изображение модели вселенной.
|