Ахмет Байтурсынов
Ахмет Байтурсынов - поэт, ученый, тюрколог,
переводчик, педагог, публицист,
общественный деятель. В свое время он стал
жертвой несправедливых, сталинских
репрессий, более полувека не удостаивался
упоминания, его ими не занимало достойного
места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в
условиях перемен, когда устраняются "белые"
пятна в истории, народу возвращены имена
таких его деятелей, как Шакарим
Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Магжан
Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Мыржакып
Дулатов.
А. Байтурсынов родился 28 января 1873
года в урочище Сартюбек Тургайского уезда в
семье простого крестьянина. Его отец
Байтурсын, считавшийся потомком народного
батыра Умбетбая, был храбрым, умным
человеком, с чувством собственного
достоинства, не мирившимся с произволом и
бесправием в казахских аулах, часто
вступавшим в конфликт с местными феодалами
и царскими властями. В 1885 году Байтурсынов и
его брат были осуждены на 15 лет и сосланы в
Сибирь за то, что разбили голову начальнику
уезда. Расправа властей над отцом,
родственниками и поддержавшими их
аульчанами оставила горькое впечатление у
будущего поэта. В "Письме к матери",
написанном в 1909 году из Семипалатинской
тюрьмы, А. Байтурсынов об этих событиях
пишет так:
Сердце мое, сраженное в 13 лет,
Сохранило неизлечимую рану и глубокий след.
Ахмет обучался грамоте у аульного муллы. В
1886 году он поступил в Тургайское
двухклассное русско-казахское училище,
затем учился в школе киргизских (казахских)
учителей в Оренбурге, которую окончил в 1895
году. Он долго учительствовал в аульных,
волостных школах, а также двухклассных
русско-казахских училищах в Актюбинском,
Каркаралннском уездах и в городе Кустанае.
К тем ранним временам относятся стихи,
которым он дал название "Сеятель разума".
Сею я семена разума, семена добра,
Чтоб
разбудить сознание забитого раба.
Ахмет
Байтурсынов был одним из первых
просветителей Казахстана, которые осознали,
что просвещение, образование принесут
ощутимую пользу народу лишь в условиях
свободы, общественных перемен. Он нередко
выступал с разоблачением произвола местных
управителей и колониальной политики
царского самодержавия.
Революция 1905-1907
годов вызвала в нем надежду на перемены, он
активно участвует в народных волнениях,
часто выступает перед демонстрантами,
организует группу казахских интеллигентов,
вместе с ними составляет петицию в адрес
правительства в Петербурге. В годы
наступления реакции продолжает работу в
подпольных организациях. Жандармы
арестовывают Байтурсынова и его товарищей
и в 1909 году заключают в Семипалатинскую
тюрьму, продержав под следствием восемь
месяцев. Затем его выслали за пределы
казахской земли, долгое время он находился
под надзором полиции, но борьбу за свободу
своего народа не прекращал.
В те годы он
писал, стихи и сделал перевод из русской
классики, в частности из произведений И. А.
Крылова. Сборник "Сорок басен" А.
Байтурсынова увидел свет в 1909 году в
Петербурге. Он принес ему известность поэта,
переводчика и человека, болеющего всей
душой за народ. Сборник стихов "Комар"
выходил отдельными изданиями в 1911 и 1914
годах в Оренбурге. Стремясь вызволить народ
из оков отсталости, Ахмет Байтурсынов
глубоко 144 Понимал, что подъем культуры
можно осуществить через всеобщее
просвещение и усвоение достижений
общечеловеческой цивилизации. К этим годам
относится начало пути А. Байтурсынова по
стезе науки. Исследуя природу казахского
языка, он занимается работой по
усовершенствованию казахского алфавита,
пишет статьи и учебники по языкознанию,
впоследствии появляются его научные
исследования по языкознанию.
1913-1917 гг.-
примечательный период в жизни Ахмета
Байтурсынова. Он был редактором газеты "Казах",
единственной тогда газеты на казахском
языке, выпускавшейся в Оренбурге. Здесь он
публикует немало своих статей по вопросам
просвещения, литературы и языкознания,
знакомя читателей с богатым культурным
наследием народа, призывая к свету знаний,
духовному совершенству.
В бурные годы
Февральской и Октябрьской революций,. как и
многие представители российской и
казахской интеллигенции, А. Байтурсынов не
сразу разобрался в сути и содержании
происходящих событий и некоторое время
находился под влиянием националистических
настроений. Но в 1919 году, убедившись в
пагубности для казахского народа политики
правых националистических партий, он
переходит на сторону советской власти,
участвует в работе Революционного комитета
по управлению Казахским краем. Получив
мандат за подписью В. И. Ленина, он трудится
в его составе, внеся заметный вклад в
подготовку государственности казахского
народа. После образования Казахской
Советской республики, будучи членом
правительства, А. Байтурсынов работает
наркомом просвещения республики, затем в
газете "Ак жол", в академическом центре
Казахстана при Народном Комиссариате
просвещения, пишет ряд трудов по
языкознанию и литературоведению.
В тяжелые
дни перегиба в числе трех десятков
государственных и культурных деятелей без
всяких оснований в 1929 году А. Байтурсынов
был арестован, сидел а тюрьме, затем сослан
в Архангельск. 8 1934 году благодаря
вмешательству М. Горького и его жены Е. П.
Пешковой, с помощью Международного
Красного Креста его освободили, но свобода
длилась недолго, в 1937 году А. Байтурсынова
вторично арестовали и вскоре приговорили к
расстрелу. Только спустя полвека
справедливость восторжествовала, в 1988 году
советским судом он посмертно оправдан за
отсутствием состава преступления. Такова
была тяжелая судьба одного из ярких
представителей культуры казахского народа.
|