В
I тысячелетии до н.э. Казахстан и Среднюю Азию населяли саки. Сведения о саках
содержатся в наскальных надписях, составленных по приказам персидских царей
Дария и Ксеркса, и сочинениях греко-римских
авторов, среди которых можно выделить
Геродота и Страбона.
Персы
называли жителей степи саками, что означало «великие мужи»,
а иногда «туры
с резвыми конями».
Древние греки называли саков азиатскими скифами.
Греческий «отец истории» Геродот называл саков массагетами.
В
Жетысу, в горах Тянь-Шаня, по среднему течению Сырдарьи жили саки-тиграхауда.
они носили остроконечные шапки. В Приаралье и в низовьях Сырдарьи обитали
саки-парадарайа - заморские саки. Южнее них расселялись
саки-хаумаварга, они готовили напиток хаома. Греки называют их
массагетами, даями.
Даи,
аргиппеи, исседоны кочевали в
Северном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане.
Сакские
вожди решали вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов,
возглавляли войска Власть передавалась по наследству.
Велика
была роль народного собрания. Это было время распада первобытного строя и формирования
военной демократии.
На народном собрании выбирали
вождя.
Сакское
общество состояло из трех групп - воинов, жрецов,
скотоводов и земледельцев.
Цари выбирались из воинов. Основную массу составляли общинники-скотоводы.
Женщины
в сакском обществе занимали почетное положение,
женщины часто были правителями. Известна царица VI в. до н.э. Томирис.
На народном собрании женщины могли участвовать наряду с мужчинами.
Древнегреческий писатель Ктесий: «Женщины саков во время войн вступают в
битву».
Древнегреческий
географ Страбон отмечал, что саки - прекрасные наездники,
вооружены луками, мечами, бронзовыми боевыми топорами. Геродот
писал о саках следующее: «По одежде и образу жизни они схожи со скифами. Все
предметы у них из золота и меди. Железо и серебро они не употребляют, потому
что этих металлов нет в их стране, тогда как золото и медь в изобилии Они
ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии
доставляет им река Аракс. Из богов почитают солнце, которому приносят в жертву
лошадей».
Саки
занимались кочевым скотоводством. Использовали куйме - юрту на повозке.
Главное значение имело коневодство и овцеводство. Выращивали курдючную и
тонкорунную породы овец. Занимались и земледелием. Найдены оросительные каналы
возле городища Чирик-Рабат (Кызылординской обл.). Остатки арыков II-III
веков обнаружены около города Талгар возле Алматы, и в Жамбылской области.
В
530 году до н.э. на земли саков
вторглись персидские войска во главе с царем Киром. Царица
Томирис (570-520 гг. до н.э.) разгромила персов, а голову Кира
бросила в бурдюк с кровью. Об этом писал римский историк Помпеи Трог.
В
519 году до н.э. поход против саков возглавил персидский царь Дарий.
Вождь Скунха потерпел поражение. Древнегреческий историк
Полиэн описал подвиг пастуха Ширака, он завёл персов в
безводную пустыню.
Саки
должны были поставлять в персидские войска своих воинов. Саки в составе
персидских войск участвовали в
войнах с Грецией, Египтом. Сакская конница прикрывала отход персидских войск в
Марафонской битве с греками в 490 году до н.э.
В
330-327 году до н.э. Александр Македонский вторгся в Среднюю
Азию и приблизился к Сырдарье. Борьбу против завоевателей возглавил
Спитамен. Сакские племена преградили греко-македонским войскам путь на
Восток.
Археологи
исследовали города Чирик-Рабат (IV-II вв. до н.э.), находящийся в 300
км. от Кызылорды и Бабиш-Молда. В центре города находилась крепость -
цитадель со стенами, вышками, рвом.
С
VIII века до н.э. на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги
складывается «звериный стиль» в искусстве. Изображениями зверей и
животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская
упряжь. С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в
Переднюю Азию и Иран. «Звериный стиль» является отражением анимизма
(каждый человек имеет предком какого-либо зверя). Изображение зверя считалось
амулетом, тумаром, охранявшим от злых духов.
Саки
хоронили в погребальных сооружениях - курганах, их размер зависел от
социального положения умершего. Бесшатырские курганы расположены у гор
Желшалгыр на берегу р. Или. Всего их 31. Саркофаг - специальное
сооружение из бревен, плотно прижатых друг к другу. Дромос - лаз от
подножья кургана до саркофага Обнаружены кинжалы-акинаки, стрелы с бронзовыми
наконечниками, железные ножи. Бесшатыр относится к V-IV векам до н.э.
Среди
сакских памятников наиболее известны Иссыкские курганы в
50 км к востоку от Алматы. Здесь
более 40
курганов. Самый знаменитый из них - Иссыкский курган. Его обнаружил
археолог К. Акишев. В нем похоронен царевич
17-18 лет.
4000 золотых бляшек в
виде фигурок зверей покрывают одежду и высокий конусообразный головной убор.
Серебряная чаша с надписью доказывает, что сакам была известна письменность.
Это захоронение получило название «Золотой человек» и является
уникальным памятником культуры саков.