Орнаменты - один из видов древнего народного искусства. Истоки
возникновения этого искусства исходят из далекой древности. Сюжетное
содержание и название орнаментов менялись и совершенствовались
соответственно особенностям жизненной ориентации и быта народа в каждую
новую эпоху. В настоящее время искусство создания орнаментов, обретя
качественно новое богатое содержание и новаторские черты, превратилось в
духовное и материальное достояние казахского народа.
Как и все другие виды творческой деятельности, искусство создания
орнаментов оказывает благотворное влияние на повышение
интеллектуального уровня, содействует совершенствованию уже обретенных
знаний.
Прикладное искусство - один из основных разделов казахской
этнокультуры. Предметы прикладного искусства являются носителями
информации о древней культуре народа. Их образцы хранятся в музейных
фондах в качестве экспонатов археологических раскопок. Еще в
дописьменные времена кочевники отображали особенности своей жизни и
быта при помощи изделий прикладного искусства. Произведения древнего
прикладного искусства дают объективные сведения о прошлой жизни
предков. Все произведения прикладного искусства, найденные в ходе
археологических раскопок на территории Казахстана, украшены
орнаментами. И что характерно, в соответствии с уровнем развития каждой
эпохи менялись особенности стиля мастеров — создателей орнаментов. Если
говорить на языке орнаментов, то много еще нераскрытых тайн хранят
они. Иначе говоря, до сих пор с научной точки зрения не доказаны
тотемные и магические символы и смысловые значения многих орнаментов. В
настоящее время орнаменты, утеряв свое символическое значение, в быту
воспринимаются только с эстетической точки зрения. В казахской степи
орнаменты совершенствовались в различных направлениях. Разные регионы
Казахстана отличались особенными, только им присущими орнаментами,
своеобразием их стилей. Несмотря на это, основным элементом,
первоосновой всех орнаментов, считается орнамент "рог" (муйiз), в
котором преобладают роговидные, дуговидные линии. В традиционных
изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в
ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении алаша - паласов, в
изделиях из войлока, в коржынах, в посуде, в одежде, изготавливаемых
методом плетения, шитья, сшивания лоскутков, плавления, резки, широко
использовалось украшение орнаментами. В настоящее время учеными
обнаружено около 230 видов орнаментов.
"Муйiз" можно назвать истоком, первоэлементом казахского орнамента,
так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись
только названия, например, "кошкармуiиз" — бараньи рога; "аркармуiиз" -
рога архара; "бугымуiиз" - рога оленя; "кырыкмуiиз" — сорок рогов;
"космуiиз" - двойные рога; "сынармуiиз" - однорогий; "сыныкмуiиз" -
сломанный рог; а также орнаменты, обозначающие отдельные части тела
животных, птиц — "торткулак" - крестовина; туйетабан - верблюжья
ступня; "сьнарокше" — единственная пятка; "косалка" - двойное
ожерелье; "кусканаты" - птичьи крылья; "казтабан" - гусиные лапки.
Мастера прикладного искусства делают различные композиции из этих
элементов и эффектно используют их в украшении изделий. Содержание
казахских орнаментов связано с животноводством, с охотой, с
отображением природы, картин кочевий, внешнего вида предметов домашнего
обихода, но всех их объединяет, как уже говорилось, один элемент —
"муйiз" — рог. Каждый мастер-творец оригинального вида орнамента,
называл его по-своему, в зависимости от назначения и использования в
быту.
Орнаменты типа "муйiз" иногда бывают очень мелкими, а порой
-крупными. Мелкие используются в украшении ювелирных изделий, в
рисунках вышивок, в изделиях из дерева и кости, а крупные - и
ковроткачестве, в плетении алаша, терме-алаша; в текеметах орнамент
заложен в самой основе войлока, в сырмаках - вырезается из двухцветного
войлока. Крупный орнамент также используется в изделиях из чия, в
изготовлении коржынов, в элементах одежды, в строительном деле.
Народные мастера, используя орнамент "муйiз" во всевозможных вариациях, создают оригинальные и сложные композиции.
Мастера, используя новые орнаменты в соответствии с требованиями
времени, например, для реставрации древних изделий, предусматривают не
только эстетические цели, но и утилитарные: делают их более прочными.