Сабит Муканов
Сабит Муканов — классик казахской литературы, поэт,
общественный деятель, академик, председатель Союза писателей
Казахстана. Родился 13 (26) апреля 1900 года в Таузарской
волости Акмолинской губернии (ныне Северо-Казахстанская
область) в семье скотовода. Участник Гражданской войны 1918–1920.
Учился в Институте красной профессуры (1930–1935). Начал
печататься с 1922 года. Одни из первых произведений: романы
«Сынбая» (1928), «Светлая любовь» (1931), «Teмиpтac» (1935). Автор
романов «Ботагоз», «Сырдарья», автобиографической трилогии
«Школа жизни». Видный организатор литературного дела в
республике. Исследовал историю и теорию литературы. Изучал
казахскую литературу XVIII — начала ХХ веков, творчество
отдельных казахских прозаиков и поэтов — С. Сейфуллина, М.
Ауэзова, Т. Жарокова, А. Тажибаева, народных акынов
республики. Занимался исследованием научного и
литературного наследия Чокана Валиханова и Абая Кунанбаева.
Ему принадлежит первое систематическое изложение жизни и
творчества великого казахского поэта Жамбыла Жабаева. В
1974 году вышло посмертное издание его этнографического труда
«Народное наследие», где исследованы древние народные
предания, шежире, хозяйство и быт дореволюционных казахов, их
материальная и духовная культура. Его книги переведены на
многие языки.
Тесный и горький мир мальчугана-пастуха, рано осиротевшего и
рано познавшего нужду, включал в себя жестокие, аульные
распри и аульные песни, знание родословной сибанов до восьмого
колена, запахи степных трав и овечьих отар. Трудно сказать, когда
Сабит создал свое первое стихотворение. Он ведь был
мальчиком-акыном, обладавшим даром импровизатора. С ранних
лет он участвовал в айтысах-соревнованиях, складывал на
аульных вечеринках веселые, шутливые строфы. Это был песенный
дар, доставшийся в наследство. Он обладал превосходной памятью,
которая помогла ему сохранить множество историй, поговорок,
сказок, стихов, которые в речах и беседах сыпались из его уст, как
из рога изобилия. И не случайно свое творчество он начал как
поэт. «Батрак» и «Броды Октября» — его первые поэмы. Самую
большую популярность приобрела его поэма «Сулушаш» (1928.),
первое большое произведение, завоевавшее сердца читателей.
С конца 1920-х годов С. Муканов определился как прозаик, и
поэзия отходит на второй план, хотя продолжает играть
заметную роль. Так весной 1933 года 1 мая в газете «Известия»
публикуется его стихотворение «Здравствуй, Май». Лирика
1933–1940-х годов широка по диапазону и глубоко патриотична.
Лирический герой поэта всеми мыслями и чувствами с народом. В
«Майской пастушеской песне» (1934.) С. Муканов воспевает труд
казахских животноводов. Величественный облик расцветающей
Родины, ее героического народа очерчивается в
стихотворениях «Вулкан», «Еще не спетая песня», «Родина моя —
цветущий сад». Глубокие философские ноты звучат в стихотворении
«Песня молодости».
В 1934 году в издательстве «Советская литература» выходит
его поэтический сборник «Тулпар», который включил стихи разных
лет, начиная от ученического периода (1917–1918.) и кончая
1933 годом.
Одним из первых прозаических произведений С. Муканова был
роман «Адаскандар», над которым он работал в течение
1927–1928 годов. В конце 1928 года он был сдан в печать. В эти же
годы он начал работу над историческим романом «Кзыл-Жар»,
который не был закончен. Один из самых значительных его романов —
«Ботагоз». В романе изображены события кануна Октябрьской
революции, революционные годы и гражданская война в
Казахстане. Широко известны и три тома «Школы жизни». В романе
полнее, чем в других произведениях С. Муканова сказался его
великолепный дар рассказчика.
Последние годы жизни С. Муканов работал над трилогией о самом
любимом своем герое — Чокане Валиханове, выдающемся
казахском просветителе, исследователе, путешественнике. «Как
блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения
потомок киргизских ханов, и в то же время офицер русской армии,
Чокан Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в
лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и
важных открытий о судьбе тюркских народов». В этих словах из
предисловия известного русского ученого Н. И. Веселовского к
первому изданию в 1904 г. сборника трудов Ч. Валиханова
находится ключ к названию романа «Промелькнувший метеор».
Много сделал С. Муканов для развития казахской драматургии.
Широко известны его пьесы «В дни борьбы», «Чокан Валиханов»,
«Сакен Сейфуллин».
С. Муканов — ученый, исследователь теории литературы. Он
всегда шел в ногу со своим временем. Он был крупным человеком во
всех отношениях. По таланту, широте натуры, народному
характеру, общительности и неуемной энергии. Не в силу
своего батрацкого происхождения (такие деятели встречались на
каждом шагу), а в силу бескомпромиссной преданности идеалам
социалистического и классового подхода (причем, до конца
своих дней) в оценке тех или иных явлений общественной и
литературной жизни. Сабит Муканов имел много друзей и
недругов. Он был Личностью и Художником, отношение к которым в
обществе неоднозначно.
Сабита Муканова тесно связывала дружба со многими
известными людьми. Среди них Алексей Толстой, Иван Шухов,
Галина Серебрякова, Габит Мусерпова и многие другие.
Он любил свой край, прекрасно знал его историю. И эта любовь
проходит через все его творчество. Если открыть роман
«Промелькнувший метеор», посвященный Ч. Валиханову, то во
второй книге, в частности, в первой главе, найдем исторические
сведения о городах на территории Казахстана, о происхождении
их названий. Его язык — яркий, образный. Обращаясь сегодня к
произведениям писателя, мы открываем все новые грани его
таланта.
|