На
территории Казахстана в эпоху бронзы (II - начало I тыс. до н.э.) жили
андроновские племена европеоидного типа По мнению антрополога О. Исмагулова,
черты лица саков,
сарматов и уйсунов были схожими с обликом их предшественников -андроновцев,
особенно уйсунов.
С вторжением гуннских племен среди населения появляются
монголоидные признаки. Эти признаки усилились в раннем средневековье (VI-IX вв.
н.э.). Как местное население, так и пришельцы были тюркоязычными племенами.
Монгольское нашествие в начале XIII века нарушило процесс
формирования Казахской народности,
резко изменило этнико-антропологический процесс. Со временем малочисленные
монгольские племена растворились среди многочисленного тюркского населения,
переняли его язык и обычаи. Зато у местных тюркских племен усилилась
монголоидность антропологического облика. На казахской земле появились новые
племена конратов, жал аиров, мангытов и барласов. Сложение казахской народности
было брошено на 150-200 лет. Этнополитической
общностью называют население определенного региона, которое еще не сформировалось до уровня народности и
состояло из отдельных объединений родов и племен.
В этническом формировании казахского народа главную роль
сыграли племена Белой Орды, в составе ее населения преобладали кыпчаки. На
формирование казахской народности повлияли и этнополитические общности ханства
Абулхаира, Ногайской Орды и Могульского ханства.
В письменных источниках население Могулистана называй и
могулами. Жетысу являлось одним из регионов этнополитической общности древнего
казахского народа, ос-новным ядром которого являлись уйсуны. В этнополитическую
общность с уйсунами входили также племена дулатов и канлы, поэтому часто вместо
названия "уйсуны" письменных источниках употребляли «дулаты».
В XIV-XV веках имелись все предпосылки и условия для
формирования казахской народности: племена общались на одном языке, обычаи и
традиции, религиозные верования были схожими, социально-экономическое и
духовно-культурное развитие тоже было аналогичным.
В состав казахской народности вошли две этнические группы
двух этнических территорий: союз кыпчакских племен Центрального, Северного и
Южного Казахсгана племена уйсунов на юго-востоке Казахстана. Следствием создания Казахского ханства во второй половине XV века
стала этническая централизация единой казахской народности уже в начале XVI века.
Появление названия «узбек» связано с именем хана Узбека,
правившего в 1312-1342 гг. в Деште-и-Кыпчаке. Роды и племена, переселившиеся в
Жетысу и Дешт-и-Кыпчак вместе с Кереем и Жаныбеком, называли «узбек-казахами». Постепенно название
"казахи" стало этническим названием казахского народа А название
«узбеки» стали носить переселившиеся в Среднюю Азию роды и племена, которые
образовали узбекскую народность. В Восточном
Дешт-и-Кыпчаке слово «казах» в IX-X веках означало людей, ведущих вольный образ
жизни и живущих разбоем. В середине XIII века был создан «Арабо-тюркский
словарь». В нем слову «казах» придаются значения «вольный», «скиталец»
Так называли людей, отделившихся от своего хана, рода, племени, добывавших
средства к существованию участием в войнах, набегах. Только с XIV века это слою
начинает приобретать этническое значение. Историк Рузбихан свидетельствовал,
что в Узбекском улусе в XV веке было три народности, из которых самые
многочисленные и воинственные - казахи.
Слово «алаш», вероятно, появилось в IХ-Х веках. Оно являлось
боевым кличем казахов. В районе Жезказгана обнаружена ставка Алаша хана, у реки
Каракенгир - его мавзолей, построенный в X-XI веках,
позднее достроен в XIV-XV веках. Считается, что
разделение на три жуза произошло в Х-ХII веках.