Ауэзов Мухтар Омархан-улы -
писатель, известный во многих странах. Ауэзов
родился 28 сентября 1897 года в Чингизской волости
Семейского уезда (ныне Абаевский район,
Семипалатинская область). Умер в 1961 году. Семья
Ауэзовых находилась в родстве с семьей Абая
Кунанбаева, дед Мухтара Ауез был другом и
почитателем творчества Абая. Образование Мухтар
Ауэзов получил в русской школе, учительской
семинарии, на филологическом факультете
Ленинградского (Санкт-Петербургского)
университета, в аспирантуре Среднеазиатского
университета.
Первым и самым ранним произведением Ауэзова
была пьеса "Енлик-Кебек", основанная на
народном предании о трагической судьбе двух
молодых людей, осмелившихся поставить свои
чувства выше родовых распрей. Сюжет аналогичен
истории о вражде семей Монтекки и Капулетти в
пьесе Шекспира "Ромео и Джульетта". Пьеса
"Енлик - Кебек" впервые была поставлена в
юрте жены Абая Айгерим и с тех пор не сходит с
казахской сцены.
Плодотворность творчества Ауэзова выразилась
в создании им большого количества рассказов,
повестей, пьес, многие из которых экранизированы
и широко вошли в театральный репертуар.
Завершение творческие изыскания Ауэзова нашли
в романе-эпопее "Путь Абая", состоящем из
четырех книг. В произведении отображен путь
становления личности Абая в тесной взаимосвязи с
судьбой казахского народа, показанной во всей ее
многогранности и глубине.
Первая книга - это юность будущего поэта,
открывающая социальные противоречия и
пробуждающая в нем поэтическое дарование,
стремление служить песней свободе и
справедливости - источникам истинной красоты.
Вторая книга рисует рост общественного
сознания Абая и развитие его поэтического
таланта. Уже во второй книге романа проявляется
вливающийся в симфонию казахской народной жизни
мотив взаимоотношений с другими нациями бывшей
царской империи, прежде всего с русскими.
Третья книга изображает уже зрелого
поэта-борца, широкое позитивное влияние которого
на народ определяется не возложенной на него
административной властью и высоким социальным
положением, а непререкаемым нравственным
авторитетом. Книга носит в себе элементы
назидательства, традиционного для восточной
литературы вообще и для казахской в частности.
Абай выступает здесь как наставник молодежи
обновляющейся степи.
В четвертой книге, особой по содержанию и стилю,
Абай-философ и гражданин, уже переживший немало
разочарований и потерь, но сохранивший свои
просветительские идеалы, верность делу
народного процветания и непреклонность борца.
Трагически заканчивается жизненный путь Абая,
потерявшего последнего из любимых сыновей
Магаша, которого мыслил продолжателем своего
дела. Сраженный горем и тяжелым недугом Абай
умирает, с тоской размышляя об участи одинокого
дерева, сраженного бурей и гибнущего в неведении,
дадут ли его рассеянные по миру семена
благодатные всходы.
Ауэзов как ученый, выдающийся абаевед, показал
в своих исследованиях, что восточное начало, в
частности и в особенности, исламское, характерно
для творчества Абая на всем протяжении его жизни.
Одно из последних стихотворений, написанное в 1902
году, так и называется "Алланын озi де рас, созi
де рас", т. е. "Бог - сама правда и слово его
правдиво". Не только в ранние годы, но и в
зрелый период Абая вдохновлялся суфийскими
мотивами.
" Для Абая - пишет Мухтар Ауэзов, передавая
смысл ряда стихов, - любовь предначертана
судьбой, она, смыв человеческую душу, очищает ее.
Тело твое терпит муки, тяжкие испытания. Через
это очищается твоя душа. Здесь ясно, без прикрас
видим суфийскую философию любви о том, что
очищенной душой (человек) познает бога, своего
создателя" (Неопубликованные материалы по
абаеведению, Алма-Ата, 1988, с. 60).
В первоначальном варианте романа М.Ауэзова
"Акындар агасы" (1949 г.) содержится фрагмент
беседы некоего генерала Лоссовского с Абаем.
Генерал из суждений Абая о религиозности казахов
сделал для себя в уме вывод: казахи (и сам Абай в
том числе) безрелигиозны. Отсюда у него возник
замысел сделать из Абая помощника в деле
христианизации казахов. Абай уловил тайный ход
мыслей собеседника. До сего дня, ответил Абай
генералу, я не был ни ученым теологом, ни
проповедником. Даже нельзя сказать, что я, Абай,
являюсь чрезмерно ревностным мусульманином, как,
кстати, и казахский народ в целом. В муллы я бы не
сгодился. Удивляюсь, как Вы, генерал, могли
додуматься до мысли, что из меня можно сделать
хорошего попа. Вообще-то я думаю, что путь к
лучшему у народа не лежит через изменение
религии. Это тем более так, что несмотря на
отсутствие фанатизма, казах в душе полагает себе
истинным мусульманином. В конце этого фрагмента,
переданного нами свободно, М.Ауэзов замечает:
"генералу не удалось выиграть диалог ".
Творческое наследие М.Ауэзова исключительно
многообразно и велико. Помимо художественных
произведений оно включает в себя многочисленные
очерки, публистические статьи, научные
исследования.
Ауэзов - первый собиратель, составитель и
редактор послереволюционных изданий
произведений Абая Кунанбаева, его первый научный
биограф и исследователь творчества великого
казахского поэта и мыслителя.
Примечательно обращение молодого
Ауэзова-ученого к "Манасу", выдающемуся
памятнику киргизского фольклора. С 30-х годов
Ауэзов выступает не только как литературовед, но
и как художественный критик, озабоченный тем,
чтобы вклад каждой национальной литературы в
сокровищницу искусства был полноценным. Он
высоко оценивает в этом смысле творчество Самеда
Вургуна и Мусы Джалиля.
Прежде чем начать роман "Путь Абая", Ауэзов
занялся биографией и творчеством поэта.
Собирание материалов об Абае имело свои
любопытные особенности, незнакомые большинству
авторов исторических романов. Дело в том, что о
жизни, внешности, работе и характере Абая не было
никаких печатных и письменных данных - ни личного
архива, ни дневников, ни писем, ни мемуаров, ни
даже обыкновенных зафиксированных на бумаге
воспоминаний о поэте. Все его биографические
данные, положенные в основу сюжета романа,
Ауэзову пришлось собирать долгое время путем
устного опроса знавших Абая людей. Большинство
этих людей, естественно, были уже стариками, в
памяти их потускнели дни и образы минувших дней,
разговоры и события. Беседовал Ауэзов с учеником
Абая Кокпаем - единственным из близких друзей
поэта, дожившим вплоть до наших дней. Скончался
Кокпай в 1927 году и, будучи моложе Абая на
шестнадцать лет, он ничего не мог поведать о
юности поэта. Он хорошо помнил и Кунанбая. В те же
годы молодой Ауэзов видел и постаревшую Дильду,
первую жену Абая. Много драгоценных подробностей
рассказывала об Абае глубоко преданная его
памяти Айгерим, пережившая мужа на десять с
лишним лет.
Ауез, друг Абая Кунанбаева и искренний
почитатель его таланта, заказал мулле переписать
его стихи в одну книгу и обучал своих внуков
грамоте путем чтения творений любимого поэта,
надеясь внушить любовь и почтение к его
творчеству. Если Абай вошел в сознание
казахского народа как выразитель его
сокровенных дум и надежд, творец современной
казахской письменной художественной литературы,
то Ауэзов выразил то отношение к наследию Абая,
на котором воспитывалась вся передовая мыслящая
интеллигенция начала XX века в лице Байтурсынова, Букейханова, Дулатова,
Аймауытова, Жумабаева
и которое с новой силой возродилось с
обретением казахской нацией независимости.