Форма входа

Календарь

«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 1044


Статистика



Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0










Пятница, 19.10.2018, 10:32
Приветствую Вас Гость | RSS
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
Главная | Регистрация | Вход
Шакарим Кудайбердиев




         Творчество Шакарима отличается широтой диапазона, для которого характерны и мотивы радости, и глубокий трагизм. Поэт задушевно воспевал реальные картины жизни, красоту родной природы, горячо откликался на события и явления казахской действительности конца 19 начала 20 века.

    Шакарим оставил богатое литературное наследие. Написанные им произведения 1878 года по 1904 год вышли отдельными книгами. Кроме того, им создано более 20 песен. Он одновременно и автор стихов, и автор музыки.

    Шакарим успел стать одним из самых знаменитых авторов казахской литературы еще дооктябрьского периода. Его сборник «Казахское зеркало» (Қазақ айнасы»), поэмы «Калкаман-Мамыр» и «Енлик-Кебек», выпущенные сразу тремя книгами в одном только 1912 году в Семипалатинске, принесли непреходящую славу и определили его место в истории казахской литературы. Кроме этого Шакарим создал поэмы «Лейли и Меджнун», «Нартайлак и Айсулу», «Смерть Кодара», «Дума», «Жизнь забытого», роман «Адиль и Мария», сборник рассказов «Сад роз» (Байшешек бақшасы), много басен, афоризмов, загадок, философской лирики и т.д. Шакарим также обращается к сюжетам мировой литературы. Он перевел известный роман американской писательницы Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», рассказы Льва Толстого, а произаические произведения А.С.Пушкина «Дубровский» и «Метель» он преподнес в поэтическом переводе.

    Большую популярность приобрела в народе его книга «Шежіре» (Казахская летопись), изданная в Оренбурге в 1911 году, которая и поныне имеет неизмеримое историко-познавательное значение.

    К философской лирике и трактатам Шакарима подвели философские мысли западных философов как, Платон, Демокрит, Камиль, Герберт Спенсер и многие другие.

    Он размышляет над социальными вопросами своего времени, мечтал о справедливом устройстве жизни – без насилия власти имущих, свирепого эгоизма и косности. Он задавался вопросами:

                    В чем вера, что есть душа,
                    Исчезну ли я совсем после смерти?
                    Кто сотворил этот многообразный мир?
Шакарим был убежден, что главнейшая наука для человека – это наука совести. И эту науку можно преподать, обучить людей с детства.

    Одним из больших трудов Шакарима философской направленности считается трактат «Мусульманство», «Родословная» (1911г.), рукописная работа «Три истины».

    Говоря о лучших абаевских традициях в творчестве Шакарима, нельзя не отметить ту высокую культуру, которой казахская литература начала овладевать, начиная лишь с Абая и Алтынсарина. Высокая культуры творчества Шакарима идет, как свидетельствует сам поэт, от родной земли от родного языка и от широкой осведомленности о восточной западной, русской классике. Он заявляет: я увидел мир, как себя в зеркале, благодаря раннему приобщению к Востоку; я очистился от грязи невежества благодаря стараниям и изучению русского языка.

    Вообще тема русской литературы, культуры для Шакарима – тема, болезненно обостренная в самом хорошем смысле этого слова. Л.Толстого он называет своим учителем и говорит: «Нет, не откажусь я от своего учителя Толстого, хотя ты, хитрый поп, придаешь его анафеме, предан он душой литературе. Совесть его чиста, а следовательно, мыслитель он глубокий».

    Беспорно, что наследие Шакарима Кудайбердиева в целом обогатит казахскую литературу. Его верность реалистическим традициям, новаторский подход к предмету искусства позволяют говорить о заслуженном месте поэта, мыслителя в истории казахской и всей многонациональной советской культуры.

    Творчество Шакарима достойно служит связующим звеном казахской литературы начала ХХ века и советского периода, продолжает и развивает реализм Абая.

    Выдающийся, философ и мыслитель драматической судьбы, представлявшийся до сего времени «рыцарем печального образа» вливается в среду своих последователей и будет жить активным деянием.

Copyright MyCorp © 2018