Мыржакып Дулатов
Многогранна, удивительно активна,
деятельна жизнь Мыржакыпа Дулатова,
трагически оборвавшаяся в 1935 году.
Жизнь и
деятельность Мыржакыпа Дулатова,
замечательного поэта, писателя,
переводчика, журналиста, педагога также
приходятся на начало XX века, время, когда
казахское общество было в состоянии
своеобразного вакуума, обострялись разного
рода противоречия социального,
политического и духовного характера.
Выйдя
на общественную арену вместе с активной
частью интеллигенции, среди которой
выделяется А. Байтурсынов, М. Дулатов
активно влиял на национальное самосознание
народа и призывал к его освобождению. На
сложном пути поиска истины были ошибки,
неосторожные действия, но была и правда
жизни и справедливые требования, созвучные
сегодняшнему дню. К сожалению, жизнь этого
человека насильственно оборвалась.
Жизненный путь. М. Дулатов родился 25 ноября
1885 года в местечке Сарыкеп Тургайского
уезда, нынешней Кустанайской области, Б
семье аульного мастера. Мать умерла, когда
ему было всего два года, отца лишился в 12 лет.
Учился в аульной школе, затем в Тургайском
двухклассном русско-казахском училище.
Окончив педагогические курсы, с 1902 года
учительствует в ауле, посвящая свободное
время самообразованию, освоению
творческого наследия национальных, русских
и зарубежных писателей. 148
Молодой учитель,
в детстве видевший горькую долю и убогое
положение бедноты, не мог стоять в стороне
от бурлящих событий того времени.
Определить форму участия в событиях
времени Мыржакыпу помогла встреча с
Ахметом Байтурсыновым, Алиханом
Букейхановым, которые в то время активно
занимались просветительской и
общественной деятельностью. В дни
революционных событий 1905 года он находится
в рядах демонстрантов в Каркаралинске. В те
годы в Уральске состоялся съезд областей и
была образована "Казахская
конституционно-демократическая партия".
В работе съезда участвовали видные
казахские и татарские прогрессивные
деятели: А. Букейханов, М. Дулатов, Г. Тукай, А.
Бримжанов, Б. Каратаев, М. Тухватуллин, А,
Тынышпаев и другие. На съезде говорилось о
свободе народа, о развитии национальной
культуры, языка и литературы, свободе
вероисповедания, была составлена петиция
царскому правительству.
В 1906 году в составе
группы делегатов М. Дулатов ездил в
Петербург. В это время там было немало
прогрессивных представителей казахской
интеллигенции и учащейся молодежи.
Исполненные желанием найти правду и
справедливость, они решили создать свой
печатный орган - газету под символическим
названием "Серке" (вожак, который умеет
вывести отару овец на дорогу во время
степного бурана). В 1907 году в Петербурге
выходит ее первый номер. В издании газеты
самое деятельное участие принимал М.
Дулатов. Здесь было опубликовано его
стихотворение "К молодежи", во втором
номере под псевдонимом Аргын он помещает
статью "Наши задачи", в которой
разоблачает политику царизма относительно
национальных окраин. Однако номер газеты
был конфискован, а дальнейшее издание ее
запрещено.
М. Дулатов продолжает сочинять
полные гражданского и призывного к борьбе
духа стихи. Сборник стихов "Оян казак"
("Пробудись, казах!"), увидевший свет в
Казани в 1909 году и дважды переиздававшийся
за короткое время, также был конфискован,
автора заключили в тюрьму. "Открой глаза,
проснись, казах, подними голову, не теряй
зря время в темноте...",- таковы были тогда
дулатовские строки.
Его острое неприятие
действительности было социально
направленным и вызвано стремлением помочь
родному народу, активно участвовать в его
жизни, в его судьбе. В эти годы талант его
достиг полной зрелости. В 1919 году в Казани
выходит его роман "Несчастная Жамал", в
котором автор показывает униженное
положение женщины в казахском ауле. В 1913
году в Оренбурге выходит сборник стихов "Гражданин",
Б 1915 году - литературно публицистическая
книга "Терме", в эти же годы автор пишет
учебники по литературе, арифметике,
переводит на казахский язык ряд
произведений Фирдоуси, Крылова, Пушкина,
Лермонтова, Шиллера, Тукая. Одновременно
вместе с А. Байтурсыновым издает в
Оренбурге (1913- 1918 гг.) газету "Казах", на
страницах которой помешает статьи на
злободневные темы из жизни издательство
Казахстана.
Понять и постигнуть
действительный ход исторического развития
сложно, трудно. Несмотря на то, что в канун
октябрьских революционных бурь М. Дулатов и
А. Байтурсынов и другие стояли на позициях
трудового народа, поощряли его нужды и
чаяния, стремление к свободе, духовно
приобщались к демократическим,
просветительским, отчасти и революционным
идеям времени, тем не менее они попадают под
влияние партии "Алаш-Орда", вёря в нее
как в спасителя народа. Идейно-политическое
лицо этой партии до сих пор не выяснено,
предстоит тщательно изучить. Долгое время
эта партия считалась буржуазно-националистической,
реакционной. Об этой поре реакции и
блужданий поэт с горечью пишет: Вошел в
туман казахский народ, Позади пропасть,
впереди - тьма, Среди заблудившихся
собратьев, Мало тех, кто знает истинную
дорогу.
Вскоре М. Дулатов отошел от партии
"Алаш-Орда" и занялся журналистикой,
научной в педагогической работой. В конце
1928 года в Казахстане началось
преследование деятелей дореволюционной
интеллигенции. М. Дулатову было предъявлено
обвинение в нелегальной деятельности по
возрождению буржуазно-националистического
движения. Он был арестован и приговорен к
расстрелу, который впоследствии был
заменен заключением на 10 лет. Скончался М.
Дулатов в лазарете Соловецкого лагеря 5
октября 1935 года. Имя и творчество М.
Дулатова долго было запрещено. Лишь 4 ноября
1988 года был реабилитирован. В 1991 году было
издано собрание его сочинений, Включающие в
себя стихи, прозаические про изведения,
журнально-газетные статьи.
|