Магжан Жумабаев
Тонкий живописец, чья чуткая
кисть пластична и гибка, с таким
проникновением воспел сокровенное,
интимное, что его слово становиться голосом
сердца.
Мое голубое пламя Любовью к земле
горит,
Улыбка моя - зарево,
Сердце в костер
обратит
Огненною Звездою
Я проношусь во
тьме,
Жизнь - Огонь, и другую
Я не хочу себе.
Я,
Солнцем рожденный и Небом,
Сияю, горю в
вышине,
Лишь Тенгри я повинуюсь,
По огненной
мчусь дуге.
Слово мое искрится,
В раскосых
глазах - огонь,
Я сам себе поклоняюсь,
Я
огненно-красный конь.
("Огонь")
Магжан
родился в Северо-Казахстанской области в
зажиточной семье. Сначала учился в родном
ауле, изучал тюркский, арабский, персидский
и русский языка. Вскоре он поступает в
медресе Кзылжара (ныне Акмола), затем учится
в известном медресе Галлия (Уфа) у великого
писателя Татарстана Галымжана Ибрагимова.
Именно в эти годы юноша начинает свои
литературные опыты.
Знаменательным
событием в жизни молодого поэта становится
выход в свет его первой книги "Шолпан"
("Венера", 1912, Казань). Магжан стремится
расширить свои знания, и в 1913 году приезжает
в Омск, где учится у Мыржакыпа Дулатова,
поступает в семинарию, которую успешно
заканчивает в 1916 году.
Эстетические и
художественные взгляды Магжана
формировались в годы общественной
активности и противоборства - три русские
революции, национально-патриотическое
движение Алаш, горячие споры о будущем
Степи. Конечно, водоворот этих событий не
мог не увлечь талантливого юношу, в груди
которого билось пылкое сердце, я жажду
послужить людям. Начинается общественно
деятельность, полная надежд и чаяний: он
становится редактором кзылжарской газеты
"Знамя свободы" (1919), в Ташкенте
преподает в казахско-киргизском институте
0922), занимается переводческой
деятельностью в Восточном - издательстве
Москвы, учится в литературном институте
имени Р. Бргосова (1928), работает в школе и
техникуме.
Тягчайшим испытанием явились по
сфабрикованному обвинению арест и ссылка в
Карелию. К счастью, вмешательство А. М.
Горького и его жены Е. Пешковой спасает
Магжана от еще более тяжких наказаний, но
освобожденный из ссылки поэт, полный
творческих планов и жажды деятельности,
едет домой. Однако вскоре он вновь безвинно
репрессирован, и в 1938 году его настигла пуля
палача, оборвавшая жизнь. Наиболее полным
прижизненным изданием Магжана Жумабаева
является сборник "Песни Магжана" (1923).
"Слову своему поклоняюсь". " Я сам
огонь - я себе поклоняюсь. Мое слово огонь - я
своему слову поклоняюсь",- писал в одном
из своих стихотворениям Магжан Жумабаев.
Высокообразованный, прекрасно знающий
поэзию Запада и Востока, он осознавал цену и
силу художественного слова. Пожалуй, Магжан
из тех редких талантов, которые по
счастливому стечению обстоятельств в
полной мере выразили свое "я" в
творчестве, когда сугубо личное, интимное
становится фактом искусства, следовательно,
фактом общечеловеческим. Именно поэтому
ему в своей лирике удалось воспроизвести
сложнейшие проявления духовной жизни
человека на перепутье истории. Как и Абай,
чьей памяти поэт поклонялся, пронзительной
болью выразил он тяжелую судьбу своего
народа. Ощущение трагизма жизни призывает
всю его поэзию.
В поэтическом мире Магжана,
мир тончайших лирических чувствований,
достойное место занимает и интимный, и
гражданский, и философская, и пейзажная
лирика. Прямые переводы и творческая
перекличка с Гете, Жуковским, Лермонтовым,
Блоком, Гейне, Фетом, Байроном и другими
русскими и зарубежными классиками
свидетельствуют о созвучной с ними струе
творчества М. Жумабаева. Поэмы "Батыр
Баян", "Коркыт", л также "Сказки",
"Жусып-хан", переводы из М. Горького
("Песня о Соколе"), Мамина-Сибиряка ("Белый
конь"), собственные стихи печатались
почти во всех газетах и журналах не ТОЬКО
родной, но и других республик.
Его поэзия
необычайно оригинальна. Образы-символы,
образы-метафоры, олицетворяющее круглые
явления, полны глубокого смысла: "Пророк",
"Теигри", "Ангел", "Море", "Кинжал",
"Сердце", "Скакун", 'Небо", "Земля".
Центральным в поэзии Магжана Жумабаева
является образ Степи, синоним родного
народа, народа высоких духовно-нравственных
достоинств. Только слово способно передать
животворную силу любви к родной земле,
приблизить к святыне, ибо оно отголосок
самой жизни, голос истории, суть души поэта.
Зимой бураны. летом - миражи,
То саван белый,
то желтее ржи,
Ни гор. ни рек.- безмолвие да
камни,
Одни лишь камни да солончаки,
Но все-таки
долина Сарыарки,
Пусть даже и такая, дорога
мне.
За то ее, наверное, люблю,
Что не пойму,
за что и почему.
Степь моя!.. Почему же я
люблю ее? Почему? Я не знаю сам... Я и сам не
пойму!" Да, степь кажется неприветливой,
суровой для постороннего взгляда, но она
полна жизни, она - колыбель поэта, по ней
прошлись века, миры... Поэт посвятил немало
изумительных по красоте и изяществу песен-стихов
благословенной Степи.
Магжан ведет
задушевную беседу с родной землей, доверяет
ей тайны и желания своего сердца, которое
бьется в унисон с ней то печально, то
радостно, то восхищенно. Поэт вглядывается
в картины, открывающиеся его взору, и не
может насладиться ими. Стихи М. Жумабаева -
это не просто зарисовки или описания времен
года, но и трепет его души, сокровенное,
выстраданное - сгусток его настроений,
мыслей и чувств. "Кокшетау", "Черный
лес", "Летняя дорога", "Зимняя
дорога", "Береза", "Лесной царь"
(из Гете - Жуковского), "Летнее утро",
"Волны", "Закат" (из Гейне), "Волнуется
золотая нива" (из Лермонтова)- откроют
перед вами мир поэтического совершенства.
Сильное впечатление производит интимная
лирика Магжана. Поэт тончайших
чувствований, нежный и впечатлительный, он
создал гимн любви, гимн светлый, гимн-восхищение,
где облик любимой сродни небесной красоте,
душа ее - морской глубине, и не любить, не
восхищаться ею нельзя, в ней и печаль, и
грусть, и волнение, и ожидание, и восторг, и
страдание, и раскаяние... Трудно, да и
невозможно передать все оттенки мыслей,
чувств, которыми насыщена лирика поэта: "Сереброликая",
"Вьются черные косы", "Любимой",
"Любовь?", "Юной красавице", "По
Фету", "Люби меня, родная", "Лик
твой нежный, любимая" (по Гейне-Фету), "Разлука",
"Потерял тебя, милая" (по Гете).
Целый
мир в поэзии представляют философские,
трагические размышления Магжана: "Мысли",
"Болезнь", "Звездам", "Часы",
"Александр Блок", "Красавица в
трауре", "Женщина", "Была ночь".
Сердце поэта, волнуясь, бьется в созвучии с
временем, его лирическое "я" трагично.
Предчувствие беды, ожидание непоправимого
все больше охватывают поэта. Тревожно, где-то
слышатся раскаты грома, ,и, видны отблески
молний. Поэтические образы, метафоры,
сравнения зримо передают чувства поэта.
Ночь буревая, ветра мытарство,
Смерть -
холодное, мрачное царство.
С робкой
надеждой свечу у. зажег:
Будет, не будет
мерцать огонек?
Черные тучи ползут отовсюду,
Только душа моя - светлое чудо -
Благословляет и благодарит:
Свечка не
гаснет, мерцает, горит!
Поэтический облик
Магжана Жумабаева сродни есенинскому.
Своей национальной самобытностью он так же
дорог казахскому читателю, как Есенин -
русскому.
Следует отметить и еще одну грань
таланта Жумабаева. У него были задатки
прекрасного прозаика. Так, дошедшее до нас
произведение "Грех Шолпан" раскрывает
его как мастера психологического рассказа.
Разоблачая в стиле прежних традиций нравы
казахского аула (чудовищная расправа
аульчан с женщиной, решившей при любимом, но
бесплодном муже родить ребёнка от другого
мужчины), он мастерски описывает внутреннюю
борьбу Шолпан, пришедшей к такому решению,
затем близость с отцом ожидаемого ребенка.
И хотя все в ауле единодушно осудили Шолпан,
автор понимает свою героиню и сочувствует
ей. В этом его глубокий ум и новизна
мышления.
|