Форма входа

Календарь

«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 1044


Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0










Среда, 14.11.2018, 03:43
Приветствую Вас Гость | RSS
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
Главная | Регистрация | Вход
Магжан Жумабаев




Тонкий живописец, чья чуткая кисть пластична и гибка, с таким проникновением воспел сокровенное, интимное, что его слово становиться голосом сердца. 

Мое голубое пламя Любовью к земле горит, 

Улыбка моя - зарево, 

Сердце в костер обратит 

Огненною Звездою 

Я проношусь во тьме, 

Жизнь - Огонь, и другую 

Я не хочу себе. 

Я, Солнцем рожденный и Небом, 

Сияю, горю в вышине, 

Лишь Тенгри я повинуюсь, 

По огненной мчусь дуге. 

Слово мое искрится, 

В раскосых глазах - огонь, 

Я сам себе поклоняюсь, 

Я огненно-красный конь. 

                            ("Огонь") 

        Магжан родился в Северо-Казахстанской области в зажиточной семье. Сначала учился в родном ауле, изучал тюркский, арабский, персидский и русский языка. Вскоре он поступает в медресе Кзылжара (ныне Акмола), затем учится в известном медресе Галлия (Уфа) у великого писателя Татарстана Галымжана Ибрагимова. Именно в эти годы юноша начинает свои литературные опыты. 

        Знаменательным событием в жизни молодого поэта становится выход в свет его первой книги "Шолпан" ("Венера", 1912, Казань). Магжан стремится расширить свои знания, и в 1913 году приезжает в Омск, где учится у Мыржакыпа Дулатова, поступает в семинарию, которую успешно заканчивает в 1916 году. 

        Эстетические и художественные взгляды Магжана формировались в годы общественной активности и противоборства - три русские революции, национально-патриотическое движение Алаш, горячие споры о будущем Степи. Конечно, водоворот этих событий не мог не увлечь талантливого юношу, в груди которого билось пылкое сердце, я жажду послужить людям. Начинается общественно деятельность, полная надежд и чаяний: он становится редактором кзылжарской газеты "Знамя свободы" (1919), в Ташкенте преподает в казахско-киргизском институте 0922), занимается переводческой деятельностью в Восточном - издательстве Москвы, учится в литературном институте имени Р. Бргосова (1928), работает в школе и техникуме. 

        Тягчайшим испытанием явились по сфабрикованному обвинению арест и ссылка в Карелию. К счастью, вмешательство А. М. Горького и его жены Е. Пешковой спасает Магжана от еще более тяжких наказаний, но освобожденный из ссылки поэт, полный творческих планов и жажды деятельности, едет домой. Однако вскоре он вновь безвинно репрессирован, и в 1938 году его настигла пуля палача, оборвавшая жизнь. Наиболее полным прижизненным изданием Магжана Жумабаева является сборник "Песни Магжана" (1923). 

        "Слову своему поклоняюсь". " Я сам огонь - я себе поклоняюсь. Мое слово огонь - я своему слову поклоняюсь",- писал в одном из своих стихотворениям Магжан Жумабаев. Высокообразованный, прекрасно знающий поэзию Запада и Востока, он осознавал цену и силу художественного слова. Пожалуй, Магжан из тех редких талантов, которые по счастливому стечению обстоятельств в полной мере выразили свое "я" в творчестве, когда сугубо личное, интимное становится фактом искусства, следовательно, фактом общечеловеческим. Именно поэтому ему в своей лирике удалось воспроизвести сложнейшие проявления духовной жизни человека на перепутье истории. Как и Абай, чьей памяти поэт поклонялся, пронзительной болью выразил он тяжелую судьбу своего народа. Ощущение трагизма жизни призывает всю его поэзию. 

        В поэтическом мире Магжана, мир тончайших лирических чувствований, достойное место занимает и интимный, и гражданский, и философская, и пейзажная лирика. Прямые переводы и творческая перекличка с Гете, Жуковским, Лермонтовым, Блоком, Гейне, Фетом, Байроном и другими русскими и зарубежными классиками свидетельствуют о созвучной с ними струе творчества М. Жумабаева. Поэмы "Батыр Баян", "Коркыт", л также "Сказки", "Жусып-хан", переводы из М. Горького ("Песня о Соколе"), Мамина-Сибиряка ("Белый конь"), собственные стихи печатались почти во всех газетах и журналах не ТОЬКО родной, но и других республик. 

        Его поэзия необычайно оригинальна. Образы-символы, образы-метафоры, олицетворяющее круглые явления, полны глубокого смысла: "Пророк", "Теигри", "Ангел", "Море", "Кинжал", "Сердце", "Скакун", 'Небо", "Земля". 

        Центральным в поэзии Магжана Жумабаева является образ Степи, синоним родного народа, народа высоких духовно-нравственных достоинств. Только слово способно передать животворную силу любви к родной земле, приблизить к святыне, ибо оно отголосок самой жизни, голос истории, суть души поэта. 

Зимой бураны. летом - миражи, 

То саван белый, то желтее ржи, 

Ни гор. ни рек.- безмолвие да камни, 

Одни лишь камни да солончаки, 

Но все-таки долина Сарыарки, 

Пусть даже и такая, дорога мне. 

За то ее, наверное, люблю, 

Что не пойму, за что и почему. 

        Степь моя!.. Почему же я люблю ее? Почему? Я не знаю сам... Я и сам не пойму!" Да, степь кажется неприветливой, суровой для постороннего взгляда, но она полна жизни, она - колыбель поэта, по ней прошлись века, миры... Поэт посвятил немало изумительных по красоте и изяществу песен-стихов благословенной Степи. 

        Магжан ведет задушевную беседу с родной землей, доверяет ей тайны и желания своего сердца, которое бьется в унисон с ней то печально, то радостно, то восхищенно. Поэт вглядывается в картины, открывающиеся его взору, и не может насладиться ими. Стихи М. Жумабаева - это не просто зарисовки или описания времен года, но и трепет его души, сокровенное, выстраданное - сгусток его настроений, мыслей и чувств. "Кокшетау", "Черный лес", "Летняя дорога", "Зимняя дорога", "Береза", "Лесной царь" (из Гете - Жуковского), "Летнее утро", "Волны", "Закат" (из Гейне), "Волнуется золотая нива" (из Лермонтова)- откроют перед вами мир поэтического совершенства. 

        Сильное впечатление производит интимная лирика Магжана. Поэт тончайших чувствований, нежный и впечатлительный, он создал гимн любви, гимн светлый, гимн-восхищение, где облик любимой сродни небесной красоте, душа ее - морской глубине, и не любить, не восхищаться ею нельзя, в ней и печаль, и грусть, и волнение, и ожидание, и восторг, и страдание, и раскаяние... Трудно, да и невозможно передать все оттенки мыслей, чувств, которыми насыщена лирика поэта: "Сереброликая", "Вьются черные косы", "Любимой", "Любовь?", "Юной красавице", "По Фету", "Люби меня, родная", "Лик твой нежный, любимая" (по Гейне-Фету), "Разлука", "Потерял тебя, милая" (по Гете). 

        Целый мир в поэзии представляют философские, трагические размышления Магжана: "Мысли", "Болезнь", "Звездам", "Часы", "Александр Блок", "Красавица в трауре", "Женщина", "Была ночь". Сердце поэта, волнуясь, бьется в созвучии с временем, его лирическое "я" трагично. Предчувствие беды, ожидание непоправимого все больше охватывают поэта. Тревожно, где-то слышатся раскаты грома, ,и, видны отблески молний. Поэтические образы, метафоры, сравнения зримо передают чувства поэта. 

Ночь буревая, ветра мытарство, 

Смерть - холодное, мрачное царство. 

С робкой надеждой свечу у. зажег: 

Будет, не будет мерцать огонек? 

Черные тучи ползут отовсюду, 

Только душа моя - светлое чудо - 

Благословляет и благодарит: 

Свечка не гаснет, мерцает, горит! 

        Поэтический облик Магжана Жумабаева сродни есенинскому. Своей национальной самобытностью он так же дорог казахскому читателю, как Есенин - русскому. 

        Следует отметить и еще одну грань таланта Жумабаева. У него были задатки прекрасного прозаика. Так, дошедшее до нас произведение "Грех Шолпан" раскрывает его как мастера психологического рассказа. Разоблачая в стиле прежних традиций нравы казахского аула (чудовищная расправа аульчан с женщиной, решившей при любимом, но бесплодном муже родить ребёнка от другого мужчины), он мастерски описывает внутреннюю борьбу Шолпан, пришедшей к такому решению, затем близость с отцом ожидаемого ребенка. И хотя все в ауле единодушно осудили Шолпан, автор понимает свою героиню и сочувствует ей. В этом его глубокий ум и новизна мышления.


Copyright MyCorp © 2018