Форма входа

Календарь

«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 1044


Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0










Среда, 19.09.2018, 08:44
Приветствую Вас Гость | RSS
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
Главная | Регистрация | Вход
Ахмет Байтурсынов





Ахмет Байтурсынов - поэт, ученый, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В свое время он стал жертвой несправедливых, сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его ими не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях перемен, когда устраняются "белые" пятна в истории, народу возвращены имена таких его деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Мыржакып Дулатов. 

        А. Байтурсынов родился 28 января 1873 года в урочище Сартюбек Тургайского уезда в семье простого крестьянина. Его отец Байтурсын, считавшийся потомком народного батыра Умбетбая, был храбрым, умным человеком, с чувством собственного достоинства, не мирившимся с произволом и бесправием в казахских аулах, часто вступавшим в конфликт с местными феодалами и царскими властями. В 1885 году Байтурсынов и его брат были осуждены на 15 лет и сосланы в Сибирь за то, что разбили голову начальнику уезда. Расправа властей над отцом, родственниками и поддержавшими их аульчанами оставила горькое впечатление у будущего поэта. В "Письме к матери", написанном в 1909 году из Семипалатинской тюрьмы, А. Байтурсынов об этих событиях пишет так: 

Сердце мое, сраженное в 13 лет, 

Сохранило неизлечимую рану и глубокий след. 

        Ахмет обучался грамоте у аульного муллы. В 1886 году он поступил в Тургайское двухклассное русско-казахское училище, затем учился в школе киргизских (казахских) учителей в Оренбурге, которую окончил в 1895 году. Он долго учительствовал в аульных, волостных школах, а также двухклассных русско-казахских училищах в Актюбинском, Каркаралннском уездах и в городе Кустанае. К тем ранним временам относятся стихи, которым он дал название "Сеятель разума". 

Сею я семена разума, семена добра, 

Чтоб разбудить сознание забитого раба. 

        Ахмет Байтурсынов был одним из первых просветителей Казахстана, которые осознали, что просвещение, образование принесут ощутимую пользу народу лишь в условиях свободы, общественных перемен. Он нередко выступал с разоблачением произвола местных управителей и колониальной политики царского самодержавия. 

        Революция 1905-1907 годов вызвала в нем надежду на перемены, он активно участвует в народных волнениях, часто выступает перед демонстрантами, организует группу казахских интеллигентов, вместе с ними составляет петицию в адрес правительства в Петербурге. В годы наступления реакции продолжает работу в подпольных организациях. Жандармы арестовывают Байтурсынова и его товарищей и в 1909 году заключают в Семипалатинскую тюрьму, продержав под следствием восемь месяцев. Затем его выслали за пределы казахской земли, долгое время он находился под надзором полиции, но борьбу за свободу своего народа не прекращал. 

        В те годы он писал, стихи и сделал перевод из русской классики, в частности из произведений И. А. Крылова. Сборник "Сорок басен" А. Байтурсынова увидел свет в 1909 году в Петербурге. Он принес ему известность поэта, переводчика и человека, болеющего всей душой за народ. Сборник стихов "Комар" выходил отдельными изданиями в 1911 и 1914 годах в Оренбурге. Стремясь вызволить народ из оков отсталости, Ахмет Байтурсынов глубоко 144 Понимал, что подъем культуры можно осуществить через всеобщее просвещение и усвоение достижений общечеловеческой цивилизации. К этим годам относится начало пути А. Байтурсынова по стезе науки. Исследуя природу казахского языка, он занимается работой по усовершенствованию казахского алфавита, пишет статьи и учебники по языкознанию, впоследствии появляются его научные исследования по языкознанию. 

        1913-1917 гг.- примечательный период в жизни Ахмета Байтурсынова. Он был редактором газеты "Казах", единственной тогда газеты на казахском языке, выпускавшейся в Оренбурге. Здесь он публикует немало своих статей по вопросам просвещения, литературы и языкознания, знакомя читателей с богатым культурным наследием народа, призывая к свету знаний, духовному совершенству. 

        В бурные годы Февральской и Октябрьской революций,. как и многие представители российской и казахской интеллигенции, А. Байтурсынов не сразу разобрался в сути и содержании происходящих событий и некоторое время находился под влиянием националистических настроений. Но в 1919 году, убедившись в пагубности для казахского народа политики правых националистических партий, он переходит на сторону советской власти, участвует в работе Революционного комитета по управлению Казахским краем. Получив мандат за подписью В. И. Ленина, он трудится в его составе, внеся заметный вклад в подготовку государственности казахского народа. После образования Казахской Советской республики, будучи членом правительства, А. Байтурсынов работает наркомом просвещения республики, затем в газете "Ак жол", в академическом центре Казахстана при Народном Комиссариате просвещения, пишет ряд трудов по языкознанию и литературоведению. 

        В тяжелые дни перегиба в числе трех десятков государственных и культурных деятелей без всяких оснований в 1929 году А. Байтурсынов был арестован, сидел а тюрьме, затем сослан в Архангельск. 8 1934 году благодаря вмешательству М. Горького и его жены Е. П. Пешковой, с помощью Международного Красного Креста его освободили, но свобода длилась недолго, в 1937 году А. Байтурсынова вторично арестовали и вскоре приговорили к расстрелу. Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он посмертно оправдан за отсутствием состава преступления. Такова была тяжелая судьба одного из ярких представителей культуры казахского народа.


Copyright MyCorp © 2018